|
"Четыре
драгоценности ученого"
Кисть,
тушь, бумага, тушечница - эти четыре
предмета материальной культуры традиционного Китая известны как "четыре
драгоценности ученого". Этим названием они обязаны тому,
что являются неотъемлемой частью жизни всякого образованного человека
в Китае. Китайские искусства каллиграфии и живописи, обладающие неповторимым
своеобразием и утонченностью, в последние годы получили широкую известность
во всем мире, можно сказать, стали мощным направлением в художественных
кругах. Между тем занятия каллиграфией и живописью во многом основываются
именно на владении кистью, тушью, бумагой и
тушечницей, поскольку только посредством этих принадлежностей
можно добиться особой выразительности. присущей китайскому искусству.
Поэтому и придается столь большое значение "четырем
драгоценностям ученого". Китайская поговорка гласит: "Дабы
преуспеть в работе, прежде следует отточить инструменты". И вполне
естественно, что к выбору своих профессиональных инструментов всякий художник
подходите величайшей ответственностью. В период династий Тан (7 - 10 вв.)
и Сун (10 - 13 вв.), когда в Китае процветали искусства, мастерство изготовления
"четырех драгоценностей"
достигло высокого совершенства. Особую известность получили танские кисти
чжугэби и тушечницы дуаньсиянь. А знаменитая
тушь лидингуймо и бумага чэнсиньтанчжи, созданные
в эпоху Пяти династий (первая половина 10 в.), являлись предметом восхищения
для многих поколений образованных людей в Китае. Высокий уровень изготовления
"четырех драгоценностей"
непосредственным образом повлиял на развитие китайской каллиграфии и живописи.
Распространение книгопечатания и массовое производство бумаги и туши во
времена династии Сун способствовали тому, что многочисленные произведения
художников и каллиграфов этой эпохи получили весьма широкое хождение по
всей стране. Что касается сунских книг, то немалое их число дошло и до
наших дней; их бумага почти не тронута временем, а краски не потускнели.
Это ли не свидетельство их непревзойденного качества!
|
|