Печати мастера в Китае делают с давних пор, ещё до появления
бумаги и кисти, то есть, до периода новой эры. У каждого полководца,
чиновника, мастера была своя именная печать и не одна. И сегодня
в небольших каллиграфических лавочках в городах Поднебесной можно встретить
нефритовые, яшмовые, кальцитовые и прочие заготовки с фигурками драконов,
львов, фениксов, обезьянок, на которых резчик может выгравировать всё,
что душе угодно. Ниже мы приводим с некоторыми сокращениями замечательное
эссе Сергея Николаевича Соколова-Ремизова, посвящённое каллиграфии
древних печатей.
…Искусство "резьбы печатей" (кэинь) особенно
с XVIII-XIX вв. занимает видное место в феномене "триединства
живописи, литературы и каллиграфии", обычно включается в круг
"пяти совершенств" (уцзюе) художника-поэта-каллиграфа.
Большим мастерством, например, отмечены печати работы У Чанши, Чжао
Чжиця-ня, Ци Байши, Тэссая.
Непосредственно со стилем чжуань связано искусство гравирования каллиграфических
надписей на бронзовых и каменных печатях (иньвэнь, кэинь,
чжуанькэ). Поставленная специальной киноварно-красной мастикой
(иньни) прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или фигурная,
выполненная в барельефе (байвэнь, иньвэнь) или горельефе
(чжувэнь, янвэнь), печать является обязательным компонентом живописного
и каллиграфического произведения, несет образно-смысловую нагрузку,
играет большую роль в композиционном построении (равновесие, акцент)
и в общей системе декоративно-выразительного языка. Каллиграфическая
надпись обычно в почерке дачжуань
или сяочжуань сначала исполняется
кистью, а потом переводится в материал печати (как правило, камень
или металл, иногда дерево) и нередко гравируется самим каллиграфом.
Приведем выдержки из трактатов.
"При изготовлении печати, чжуани принадлежит
6,7 десятых, а гравировке - 3,4 десятых. Если чжуань хороша, а в гравировке
отсутствует выражение силы, то не сможет проявиться душа чжуани, а если
в гравировке есть сила, но чжуань не удалась, то все насмарку, "варварщина""
(каллиграф, резчик печатей конца XIX в. Ван Шицзин).
"При использовании в печати образцов древней
эпиграфики на бронзе возникает несколько трудностей - в достижении внешнего
сходства с оригиналом; сходства в передаче силы; сходства в передаче
души, внутреннего настроя; трудность в уменьшении - изменении масштаба;
наконец, трудность в достижении гармонического целого, единства между
знаками, взятыми с разных образцов. Когда композиция каждого знака найдена,
трудно согласовать их друг с другом, связать воедино; когда между знаками
[много] промежутков, особенно трудно, чтобы разреженность не перешла
в разобщенность, разбросанность... Необходимо, чтобы в каждом штрихе
присутствовал метод, в каждой линии чувствовалась сила, только тогда
можно достичь одухотворенности...".
Из трактата "Руководство к освоению чжуани" минского
автора Чжао Хуаньгуана: "В шрифте
красном (янвэнь) важна четкость и легкость. В шрифте белом (иньвэнь)
- тяжесть и беспорядочность. Однако тяжесть не должна переходить в нагромождение,
завал, а беспорядочность - в болото".
"Должно присутствовать многообразие в каждом элементе - точке,
линии, квадрате, окружностях... Существует три опасности в чжуани: отсутствие
школы, традиции; недифференцированное отношение к элементам знака при
его построении; несоблюдение гармонии разреженно-плотного в композиции.
Одна из опасностей в резьбе: рука и сердце в разобщенности, есть форма,
нет смысла - идеи".
"Резьба печатей,- пишет Ху
То, современный критик и художник, ученик Ци Байши, в том
числе и в гравировке печатей,- не приемлет
симметрии, это не орнамент, но, как и в каллиграфии, композиция строится
.на соотношениях разреженности и плотности, так, чтобы, как говорится,
"было столь широко - лошадь могла бы пройти; столь плотно - ветер
не мог бы проникнуть"".
"Округлые красные печати в своих округлостях-закруглениях
таят женственную привлекательность; в них должна быть найдена необходимая
согласованность между нажимами и ослаблениями".
"...Если печать из двух знаков, одного
простого и сложного, одного короткого, другого - удлиненного, и нет
в чем-то согласованности между ними - надо добиться ее; если из четырех
знаков хоть один выпадает- найти путь к достижению единства".
"Когда в знаках на печати не достигнуто
единства между разреженным и плотным, то надо применить метод перестановок.
Однако нельзя, играя мастерством, создавать причудливые композиции,
в которых проступала бы нарочитость. Надо, чтобы при этих перестановках
каждый знак оставался четким и любому понятным. Только тогда можно говорить
о большом мастерстве".
"В резьбе печати (даофа)
общее правило: чтобы под рукой рождалось легкое и тяжелое, нажимы и
ослабления, присутствовала сила мышц, лучше всего больше работать центром
кончика кисти и меньше - краем. Все приемы работы резчика те же, что
и при письме кистью, поэтому, когда в резьбе сам прием пропал-растворился,
невозможно заметить следа, то это - резьба одухотворенного разряда;
когда звучит кисть и нет резца - искусного разряда; когда звучит резец
и нет кисти- способного разряда; когда достигнуто нечто за пределами
кисти и ножа - резьба необычайного, парящего разряда..