Источник: "Шуфа
цзыдянь", издательство "Чжун Я", Сычуань, 1983.
Приложение: мастера каллиграфии Китая.
Ван
Сичжи
321 - 379
Каллиграф эпохи Восточная Цзинь (317-419 гг.). Второе имя И
Шао, уроженец округа Ланья Линь-и (современный Шаньдун), затем жил в
местечке Хуэйцзи Шань-инь (современный Чжаосин в провинции Чжецзян).
В хуэйцзюньской истории он известен не только как каллиграф. В качестве
чиновника Ван Сичжи дослужился до весьма видной должности полководца,
что-то вроде современного генеральского чина. В народе его так и называли
- генерал Ван.
В ранние годы ему довелось учиться у Вэй Фужэнь. Повзрослев, Ван Сичжи,
многому обучался сам, просматривая каллиграфию знаменитых мастеров
предыдущих эпох, дополняя и развивая их стили, что в результате сделало
его реформатором каллиграфической школы. Он обогатил библиотеку искусства
китайской каллиграфии новыми образцами иероглифов, структура
и техника написания которых близка к совершенству. Наставником
в стиле скорописи для него стал Чжан Чжи, в уставном письме Ван Сичжи
усваивает силу и концентрацию мастера Чжун Яо. Сравнивая древние
каноны с метаморфозами ханьской эпохи, вэйской естественностью в письме
"ветра в каллиграфии", он фактически внёс новое
течение в искусстве каллиграфии, создав шедевры иероглифического
письма кистью и тушью, служащие классикой для современных мастеров.
Критики назвали его манеру скорописи "концентрированной эклектикой,
выполненной густой тёмной тушью" (говорят, что помощники мастера
раз по восемь за день меняли воду в огромной бочке, где мылись кисти),
с внимательной прорисовкой тончайших деталей. Стиль письма уставным
почерком Ван Сичжи получил название "мощь и ловкость в плотной
форме" (имеется в виду форма иероглифов). Его курсивное письмо,
в свою очередь, было оценено, как "изящное и энергичное, тысяча
изменений и десять тысяч превращений, естественность природы".
Благодаря таланту Ван Сичжи, каллиграфическое искусство раздвинуло
границы представления о возможностях владении кистью. Его каллиграфия
стала одной из исторических драгоценностей, и отозвалась настолько
сильным эхом, что Ван Сичжи был прозван, как "Шушэн"
- Святой Каллиграф.
Фрагментов почерка Ван Сичжи сохранилось достаточно много, известны
такие его работы, как "Лэ И Лунь" (Суждения о смелости
и радости), "Лань Тин Сюй" (Орхидеевая беседка - вступление),
"Ши Ци Пу" (Семнадцать свитков) и другие, не менее
знаменитые полотна. Поколения сохранили до наших дней и контурные
копии его иероглифов, такие как "Куай Сюэ Ши Цин" (Снег,
солнце - радость), "Фэн Цзюй" (Дарю мандарин), "Сан
Луань" (Смуты и лишения), "Кун Ши Чжун" (Среди
сопровождающих Конфуция) и другие.