|
Пять
помех и пять соответствий
Сунь Готин "Руководство по каллиграфии" (Шупу)
(VII в.)
1. Душевная гармония,
радостнодушие, неозабоченность.
2. Доброточувствие,
последование разуму.
3. Мягкая погода,
свежий воздух.
4. Хорошо подобранная
бумага и тушь.
5. Внезапно пришедшее
желание писать.
1. Встревоженность,
внутренняя озабоченность, ощущение связанности.
2. Подчиненность обстоятельствам,
противоречащим замыслу.
3. Жаркий ветер, палящее
солнце.
4. Бумага и тушь не в
соответствии.
5. Чувство расслабленности,
скованность в руке.
Если достигнуты все пять соответствий, в душе - гармония,
в кисти - радостная полнота звучания. Когда же налицо
помехи - мысль обрывается и разрушается, рука
теряет управление.
Перевод взят из книги
"Литература. Каллиграфия. Живопись" Соколова-Ремизова
Было бы странно делать что-либо хорошее в состоянии
душевной дисгармонии и при этом достичь результата. Если нет настроения,
иероглифы не получатся. Поэтому, полезно попробовать расслабиться,
выполнить дыхательные упражнения, например цигун,
приготовить чай, настроиться и начать работать кистью…
Каллиграф- не каллиграф, если он - не чувствительный
человек. Другое дело, что мастеру не пристало вовлекаться
в посторонние процессы, мешающие осуществлению намерений.
А какова цель мастера каллиграфии? Сложно сказать компетентно
мне, не являющемуся мастером. На данном этапе понимания можно сформулировать
таким образом:
Удерживая внутреннее состояние
срединности,
Спокойно делать своё дело -
Ощущая свет, исходящий из глубины души,
Осознавая разумом намерение,
Смотреть,
Как кисть рождает иероглиф - рисунок.
Не должно быть жарко или холодно.
Дыхание-ци не застаивается, необходим приток свежести,
и тогда - отдыхаем, получаем удовольствие, наслаждаясь естеством
природы - цзыжань и гармонией кисти.
Традиционная бумага для каллиграфии и живописи
(сюаньчжи - сюаньская бумага), делается на бамбуковой
основе и делится по свойствам впитывания (абсорбции) туши
на две большие группы - шэнчжи (сырая или необработанная
бумага с высокой абсорбцией), и шучжи (обработанная
термически с низкой абсорбцией). На поверхности бумаги шэнчжи
тушь любит растекаться, как по "промокашке" клякса
:-) , движения кистью должны быть внимательными и
чётко выверенными. Шучжи не создаёт клякс и
потёков, но и писать на ней нужно по-другому. Мастера говорят,
что шэнчжи больше подходит для каллиграфии-шуфа,
а шучжи - для живописи-гохуа. Соответственно
бумаге подбирается и густота туши.
Внезапно пришедшее желание писать можно назвать
ещё и "наличием творческого начала". Да, бывает…
Творческий порыв, по-моему, всегда неожидан в какой-то мере.
Мастер кисти всё равно, что умелый мореплаватель,
умеющий ловить хорошим парусом (кисть) порывы ветра
(внутренний настрой) и держать правильный курс (следование
традиции), оставляя за собой след-траекторию движения
судна-тела на бумаге-воде. :-)
|
|