В
последние годы на Западе наблюдается рост интереса к восточным странам,
обусловленный политическими и экономическими событиями, в том числе,
происходящими в континентальном Китае и Гонконге. Эти изменения привели
к большей открытости в общении с западными странами, в том числе на
уровне культуры и бытовом уровне.
Простые люди, не увлекающиеся политикой, смогли познакомиться с экзотическим
Востоком. Волна моды на Китай привела к созданию собственного понимания
китайской культуры в западных странах.
Китайцы в силу жизненных условий являются прагматичными людьми. Китай
экспортирует все: рабочих, товары и даже собственную культуру. Это не
является ни плохим, ни хорошим. Если есть спрос, есть и предложение,
почему бы и нет? Китайцы, с моей точки зрения, великолепные мастера
пиара, умело формирующие образ загадочной, необычной и выдающейся страны.
Стоит только вспомнить некоторые фильмы, снятые в последние годы и получившие
широкую известность среди западных зрительских масс, например, "Крадущийся
тигр, невидимый дракон". Образ Китая, воссозданный в этом фильме,
я бы сравнила с Россией Никиты Михалкова из "Сибирского цирюльника".
Популяризация никогда не шла на пользу культуре, снижая ее до массового
уровня. Это явление коснулось и каллиграфии, как китайской, так и японской.
Искусство каллиграфии все шире стало открываться миру. Вопрос в том,
с какой стороны. Кто не видел клипов на MTV, в которых мелькают экзотические
интерьеры с иероглифами на стенах, иероглифами на одежде, украшениях,
на теле в виде татуировок… Все продается и покупается. Для того, чтобы
писать эти загадочные значки, совсем не обязательно знать китайский
язык, знакомиться с мастерами и много лет практиковать искусство. Достаточно
окончить школу дизайнеров, иметь навыки рисования и работы с компьютерной
графикой. Массы все равно не поймут.
Волна моды на Китай докатилась и до России, причем уже через вторые
руки. Часто встречаются люди в футболках с надписями "айкидо"
("хэцидао" -кит.), "любовь", "счастье"
и т.п. Всегда заметно, когда иероглифы скопированы художниками-европейцами,
не знакомыми с принципами композиционного построения иероглифов. Многие
иероглифы даже написаны неправильно. Апофеоз этого явления - татуировки,
сделанные по западным калькам.
Ничего ужасного в этом нет, больше, наверное, забавного. Людям нравится
приобщение к экзотике, они его получают. Вспомните западную моду на
Россию, которая пошла сразу после перестройки. Кто из нас не хихикал
над американскими актерами, пытавшимися говорить по-русски, над ИХ представлениями
о НАШЕЙ стране (вечный снег на Красной площади, "КейДжиБи"
за каждым углом, медведи на улицах, матрешки и кокошники)? Средние американцы
воспринимали эту клюкву на полном серьезе. Могу сказать по собственному
опыту общения с американцами, очень многие до сих пор в это верят. А
теперь похожее происходит и с китайской культурой, сначала перенесенной
на западную почву, а оттуда уже к нам.